
Справочная информация о стране: Грузия
Площадь: 69,7 тыс. кв. км
Общая численность населения: 3,7 миллиона
Плотность населения: 65 человек на кв. км территории
Индекс человеческого развития (значение): 0,812
Доля сельского населения: 40,6%
ВВП на душу населения: 4 256 долларов США

Лесной покров: 40,62% (по данным ОЛР, 2020)
большинство лесов находятся в горах
Площадь лесов: 2 822,40 тыс. га (по данным ОЛР, 2020)
Доля охраняемых лесов:15% от общей площади лесов
- высокий спрос на топливную древесину, приводящий к нерациональному использованию лесных ресурсов и незаконным вырубкам,
- выпас скота, который оказывает негативное влияние на продуктивность и естественное восстановление,
- изменение климата.

Лесовладение: 100% принадлежит государству
Органы управления лесным хозяйством: За управление Государственным лесным фондом отвечают два публичных юридических лица: Национальное агентство лесного хозяйства (НАЛХ) и Агентство охраняемых территорий.
На территориях автономных республик Абхазия и Аджария управление лесами осуществляется соответствующими органами власти этих автономных республик. Помимо вышеупомянутых государственных органов, муниципальное управление Ахмета является единственным муниципалитетом, который занимается управлением лесами.
Ответственность за разработку политики: Департамент биоразнообразия и лесного хозяйства Министерства охраны окружающей среды и сельского хозяйства Грузии.
Цели лесной политики: Национальная лесная политика направлена на защиту лесов, адаптацию к изменению климата, снижение риска бедствий и устойчивое управление лесами. Управление лесами должно учитывать роль лесов и связанных с ними экосистем и применять принцип предосторожности всякий раз, когда управленческие решения могут нарушить экологический баланс. Все леса являются муниципальными, поэтому приоритет должен быть отдан удовлетворению потребностей местного населения. Лесной сектор определяется как неотъемлемая часть устойчивого развития Грузии с целью содействия развитию смежных секторов (сельское хозяйство, энергетика, туризм, сервис и т.д.).
Основные документы политики: Лесной кодекс (2020), Национальная лесная концепция Грузии (2013)

Доля деградированных лесов: около 7% (200 000 га)
Проведенные восстановительные работы:
- с 2009 по 2018 год: мероприятия по лесовосстановлению на площади 1245 га
- с 2018 по 2021 год: мероприятия по лесовосстановлению на площади 1046 га
Потребности в восстановлении: Учитывая недостаток данных инвентаризации, потенциал деградации лесов и восстановления в стране оценён не в полной мере. Эксперты по лесу подчеркнули необходимость восстановления пойменных и каштановых лесов, а также бурелома.
Целевой показатель для страны в отношении лесовозобновления/облесения:
Согласно обновленной Стратегии и Плану действий Грузии в области ОНУВ и изменения климата, к 2030 году Грузия намерена восстановить 625 га деградированных лесов путём лесовосстановления (включая восстановление районов, повреждённых пожаром) и восстановить 2411 га деградированных лесов путём поддержки их естественного восстановления (МООССХ, 2021).
Грузия обязалась выполнить задачи Боннского вызова по осуществлению мероприятий по облесению / лесовосстановлению на 1500 га деградированных земель и содействовать естественному восстановлению лесов с помощью различных методов лесоводства на 7500 га к 2030 году с целью восстановления естественного лесного покрова (Боннский вызов, 2019).
Потенциал восстановления: 200 000 га (согласно предварительной оценке на 2019 год).
Проблемы восстановления: финансирование восстановительных работ (например, за счёт донорских средств и частных инвестиций).
Большинство лесов в Грузии расположены в горах и играют важную роль в регулировании водных ресурсов и защите почвы. Таким образом, нерациональная эксплуатация лесов часто приводит к эрозии, повышенному риску наводнений и нехватке воды. Поэтому важно в первую очередь предотвращать нецелевое использование лесных ресурсов и избегать деградации лесов.
Отсутствие финансовой поддержки – основным источником финансирования органов управления лесным хозяйством является государственный бюджет. Несмотря на то, что финансирование ухода и восстановления лесов ежегодно увеличивается, финансовых средств недостаточно для внедрения в стране сложного ВЛЛ.
Низкий уровень вовлеченности частного сектора в восстановление лесных ландшафтов - в большинстве случаев отсутствует чёткое понимание связи между услугами лесных экосистем и получаемыми от них выгодами, поэтому заинтересованность предприятий частного сектора и других организаций в участии в финансировании восстановления лесных ландшафтов невелика.
Отсутствие обновленных планов управления лесами и долгосрочных национальных программ для осуществления необходимых мер по восстановлению лесов (включая меры по смягчению последствий изменения климата и адаптации).
Нехватка свободных земель в государственных лесах и конфликт интересов с местным населением - поскольку площадь, доступная для выпаса скота и выращивания сельскохозяйственных культур, может сократиться или доступ будет ограничен.
Неконтролируемый выпас скота в лесах является ещё одной проблемой, вызывающей деградацию лесов и ставящей под угрозу мероприятия по восстановлению лесов. Чрезмерный выпас скота как в западной, так и в восточной Грузии является одним из наиболее значительных факторов, ускоряющих процессы деградации почвы (подробнее здесь).
Недостаток знаний и опыта по восстановлению лесных ландшафтов - после обретения Грузией независимости интерес к лесному хозяйству был низким. Многие лесные инженеры и техники покинули лесной сектор. Лишь небольшой процент молодых людей был готов изучать лесное хозяйство и работать в этом секторе, что привело к нехватке квалифицированного лесных кадров на сегодняшний день (подробнее здесь). Необходимо обновить руководящие принципы по внедрению ВЛЛ и поддерживать наращивание потенциала органов управления лесным хозяйством.
Учитывая отсутствие данных инвентаризации, деградация лесов и потенциал их восстановления в стране не были изучены в полной мере. Пилотный проект по оценке возможностей ВЛЛ был осуществлён в соответствии с методологией оценки возможностей восстановления лесных ландшафтов (МОВВ) в четырёх деревнях следующих муниципалитетов: Ахалцихе (деревня Микельцминда), Ахалкалаки (деревня Котелия), Чохатаури (деревня Букисцихе) и Тинаети (деревня Сакдриони) в 2016 году в рамках проекта ENPI FELG II. Потенциальные участки для восстановления были выбраны как из государственного леса, так и из районов, принадлежащих муниципалитетам и управляемых ими. Оценка выявила следующие два типа вмешательства, которые способны улучшить экологические условия и принести экономические выгоды местным сообществам (смотрите полный отчёт здесь):
Восстановление буреломов: буреломные лесные полосы культивируются для предотвращения негативного воздействия ветра, защиты сельскохозяйственных земель, обеспечения лучшей мелиорации и повышения продуктивности. Буреломы помогают смягчить негативное влияние ветра и уменьшить его воздействие. В результате повышается влажность почвы и воздуха, равномерно распределяются осадки (дождь, снег) и улучшаются условия их накопления.
Восстановление противоэрозионных лесных полос: чтобы остановить или уменьшить процесс эрозии на горных склонах, необходимо организовать противоэрозионные лесные полосы, которые не только защищают почву от размыва, но и уменьшают сток от таяния снега и сильных дождей. Они также помогают увеличить продуктивность сельскохозяйственных угодий и повысить влажность на прилегающей территории. Основной мерой, имеющей важнейшее значение в борьбе с эрозией, является организация специальных лесных полос, которые регулируют поступление воды в глубь почвы, тем самым снижая вероятность эрозии. Приоритет должен быть отдан облесению деградированных/подверженных эрозии склонов и восстановлению ландшафта.
Пойменные леса: последние данные мониторинга и учёта лесов показывают, что значительная часть лесных площадей находится в состоянии деградации, особенно уязвимые экосистемы, такие как пойменные леса. Из-за незаконных рубок и браконьерства эти процессы усугубляются изменением климата, которое способствовало распространению вредителей и лесных пожаров. Кроме того, из-за существующих социальных условий и низкого уровня осведомлённости в обществе лес в стране рассматривается как единственный источник лесных ресурсов и в основном используется для удовлетворения социальных потребностей. Следовательно, экологическая, социальная и экономическая ценность леса не в полной мере учитываются при лесопользовании, что приводит к неправильному и нецелевому использованию его ресурсов. Из-за таких процессов пойменным лесам был нанесён серьёзный ущерб, который сохранился небольшими фрагментами. Пойменный лес — это уникальная экосистема, играющая многогранную природоохранную роль. Он в первую очередь обеспечивает регулирование пресноводных ресурсов и защиту почвы, а также выполняет функцию экологических коридоров, направленных на перемещение ряда видов фауны, что, в свою очередь, способствует существованию здоровых и стабильных популяций. Пойменные лесные экосистемы в основном находятся в бассейне Алазани Иори и прилегающих районах бассейна Мтквари, большинство из которых полностью или частично разрушены (особенно в городских экосистемах).
Каштановые леса: Следующие рекомендации были сделаны BFW – Австрийским исследовательским центром лесов: “Съедобный каштан (Castanea sativa Mill.) - естественная древесная порода в Грузии, занимающая 3,8% лесных территорий страны и имеющая высокую экологическую, экономическую и эстетическую ценность (Гигаури, 2000 год). Этот вид обеспечивает высокое качество древесины и плоды высокой питательной ценности для людей и животных. Это важный фактор для биоразнообразия, поскольку предполагается, что древостои кавказского каштана являлись источником происхождения вида Castanea sativa, и они питают и укрывают множество организмов (т.е. более 130 видов насекомых). Съедобным каштанам угрожает серьёзная болезнь: фитофтороз съедобных каштанов, вызываемый грибковыми видами Cryphonectria parasitica (C.p.). Другое заболевание, вызывается корневыми патогенами рода Phytophthora (водяные плесени, грибоподобные организмы) и др. После обретения Грузией независимости от СССР растущий экономический спрос как на внутреннем, так и на международном рынке привёл к незаконной заготовке деревьев, вызвавшей выборочное удаление наиболее сильных деревьев и, следовательно, к увеличению доли повреждённых каштанов в насаждениях. В настоящее время недостаток знаний и опыта в области восстановления экосистем каштановых лесов создаёт сочетание серьёзных опасных воздействий и демонстрирует острую необходимость в эффективных стратегиях по сохранению съедобного каштана в Грузии”.
Читайте полный отчёт здесь.